Сценарий
Сценарий
Итак, двигаемся дальше. Первый этап творческой работы по предыдущим урокам вы уже прошли. Мы с вами связали цепочку от идейно-тематического анализа до сквозного действия. У вас есть тема, идея, сверхзадача, у вас есть сквозное действие. После этого можно приступить и к написанию нашего сценария. В этих курсах мы рассматриваем сценарий только документального фильма, сценарии художественного фильма пишутся немного по-другому: в художественных фильмах за сценарий в основном берется пьеса. Но на наших уроках мы их рассматривать не будем.
Любой сценарий начинается со сценарного плана. В общем, вам надо для начала написать сценарный план, то есть, расписать по пунктам: что будет в 1-м пункте, что во 2-м, в 3-м и так далее. Рассмотрим фильм «Брянский-41».
Итак, начинается фильм, на заглавии останавливаться не будем, и так все понятно, начинается фильм с пролога, где ведущая произносит вступительную речь, потом фильм разделяется на части: об оккупации, о партизанах-подпольщиках, героях и т.д., завершается фильм эпилогом, где та же ведущая и произносит заключительную речь. Пролог, каждый раздел фильма, эпилог всё это отдельные части вашего плана.
А теперь поговорим о кульминации. Кульминация – это наивысшая точка Вашего сценария, Вашего фильма. Это самый ответственный момент Вашего фильма, в котором решаются все проблемы, поставленные Вами в сверхзадаче. Поэтому Вам необходимо уделить большее внимание именно этому моменту. И так, схема Вашего фильма такова: завязка, где Вы направляете зрителя в нужное Вам русло, кульминация – наивысшая точка и развязка, где подводится жирная черта тому, что Вы хотели сказать в фильме. Обычно кульминация наступает ближе к концу и после кульминации наступает развязка. В развязке Вы можете, как бы схитрить, Вы можете ее сделать так, что филь будет, как бы окончен и не окончен, то есть будет уместно сделать продолжение, причем зритель уже будет или должен ждать от Вас продолжения. Это даст Вам возможность в будущем продолжить Ваше творчество, возможность создания нового фильма. И еще: желательно Вам после того, как Ваш сценарий будет написан на чистовик, чтобы Вы его прочитали вслух, записали и прослушали его как бы со стороны.
А теперь поговорим о том, где взять информацию для вашего фильма.
Поскольку фильм документальный, нужная научная информация. Где можно её добыть? Под рукой Интернет, а может быть, и ваш книжный шкаф. Но по своему опыту хочу сказать, что в Интернете, во-первых, информация не всегда и не везде точная, во-вторых, она, в основном, не полная, и в-третьих, как правило, в большинстве случаев, те, кто интересуется данным вопросом, а это может быть большая аудитория, знают о ней много уже и без вашего фильма, Вам же надо предложить что-то новое и дополнительное. Поэтому предлагаю для начала сходить в вашу библиотеку. Там вы можете найти не только книги, но статьи по вашей теме. Но, тем не менее, эти книги и статьи пишут какие-то различные ученые авторы, излагают свою точку зрения так же, как в Интернете, только значительно полнее. Поэтому если вы хотите интересный, хороший сценарий, вас все равно нужно искать что-то новое. То есть, постараться найти какую-то сенсацию, касающуюся вашей темы, Это то, что люди, даже специалисты по выбранной вами теме, могут еще не знать, или, как сейчас модно, ваша сенсация может вовсе противоречить знаниям людей, и особенно специалистов. Но самое главное в использовании сенсации – не перестараться, не надо искусственно ее раздувать, не надо высасывать ее из пальца. Если вам удалось её найти – хорошо, если нет – постарайтесь обойтись без нее и сделать просто хороший фильм. Но самое главное – не переборщить с сенсацией. Лучше отказаться, чем брать что-то надуманное, что-то высосанное из пальца.
Итак, в походе за новеньким вам придется уже обратиться в музей. В музее следует узнать, кто из сотрудников занимается интересующей вас темой, познакомиться, объяснить, что вы снимаете какой-то фильм, и попросить, чтобы сотрудник предоставил вам нужную информацию. Обычно сотрудники музея идут навстречу подобным просьбам, но не забудьте, потом этого сотрудника с благодарностью указать в титрах и при выходе фильма подарить ему диск.
Далее. Если вы делаете фильм по данной теме, он должен быть как можно более полным. Поэтому рекомендую еще обратиться в архив, где вы также узнайте, как лучше собрать информацию по вашей теме. Вам могут ли предоставить такую информацию, или предоставить вам много материала, с которым вам придется самому поработать. Хочу заметить, что большинство архивов предоставляют информацию на платной основе. Поэтому когда будете в библиотеке, а самое главное – когда будете разговаривать со специалистом из музея, посоветуйтесь: есть ли смысл обращаться в архив? Ведь сотрудник музея, занимающийся данной темой, мог облазить этот архив вдоль и поперек задолго до вас.
Итак, будем считать, что вы собрали информацию и у вас уже есть составленный план. Теперь вы можете приступать к написанию сценария. Во время его написания вы должны следить, чтобы все пункты плана были написаны в едином стиле. То есть, чтобы не возникло такого разнобоя: один пункт изложен в стиле сказочки с детским акцентом, другой – как художественное произведение, третий – как научная статья. Можно, конечно, делать какие-то отступления и какие-то исключения, но эти исключения, как правило, слишком редки. Самое главное, что вы должны помнить – всё должно работать на определенную вами сверхзадачу. Когда вы пишете сценарий и берете материал из того или иного источника, настоятельно рекомендую вам в скобках указывать – из какого источника, в какой момент взята информация. Например, написали вы какую-то часть сценария, укажите в скобках, откуда и когда взята информация. Это поможет вам в дальнейшем разобраться, что-то подкорректировать в тексте, поскольку в различных научных источниках информация может быть противоречивой. В таких случаях вы сами должны разобраться, какому источнику доверять. Как правило, информация, взятая из архива и музея, более достоверная, чем взятая из библиотеки и тем более из Интернета. Также вы сами должны искать источники информации по интересующей вас теме. Например, боевые журналы военных лет, хранящиеся в архивах, будут более достоверны, чем любая книга, взятая в библиотеке.
На этом наш урок, посвященный сценарию, завершен.