Этика

Этика

И так, в последнем уроке нашего творческого раздела мы поговорим об этике. Сразу хочу сказать, что те, кто думает, что этот раздел можно пропустить, глубоко ошибаются и в дальнейшем на этом можно обжечься, поскольку если вы – режиссер фильма, вы являетесь лицом своего фильма, По вам судят, какая ваша студия. Поэтому нужно знать, как себя правильно преподать с этической точки зрения, как себя вести.

Итак, Станиславский говорил об этике следующее: «Любите искусство в себе, а не себя в искусстве». Это – основа этики. Каким бы Вы потом ни стали, никогда не надо всем показывать, что вы – крутой режиссер, якобы вы многого достигли, а кто вы такие?

Итак, Что же включает в себя этика?

Это вовремя приходить на репетиции, поскольку опоздание тормозит работу, сбивает с ритма, с настроя, а иногда ваша студия может понести и финансовые убытки. Например, если вы решили провести генеральную репетицию, а у вас аренда оплачивается повременно. Далее, и уж тем более нельзя опаздывать на съемки. Если вы опоздаете на съемку к реальному герою, помимо того, что вы показываете неуважение, но и еще заставляете реального героя волноваться, вносите суету. Соответственно ваш герой может хуже вам рассказывать, отвечать на ваши вопросы. Если кто-либо вообще не приходит на репетиции или съемки, то это вовсе является театральным преступлением, полностью дискредитирует студию в глазах других, поскольку полностью срывается вся репетиция или съемка. Опять же это ведет к материальным неустойкам, и, разумеется, к моральным. Представьте себе, если вашу студию уже знают, а, следовательно, у вас есть и недоброжелатели, и из-за плохого поведения у вас сложилась плохая атмосфера, это очень быстро становится известным всем, и вы понесете моральный ущерб. Теперь представьте себе, что этот человек, который не пришел на съемку, уже занесен в афишу, в вашу рекламу, какие слухи пойдут о вашей студии, какой пример он подает!

Далее, Ваш ведущий обязан вовремя знать текст, своевременно учить, в особенности, свою роль, чтобы приходить на репетиции, на съемки полностью готовым. Ведущий должен знать, что от него требует режиссер. Ведущий сам должен предлагать свое решение, свое видение работы ведущего, а режиссер – знать весь фильм и определять – подходит ли предложение ведущего в общую концепцию всего фильма.

Далее, руководитель фильма, который организует репетиции, съемки в арендуемой студии, должен четко следовать договору аренды. В отношениях с администрацией студии, со всей съемочной группой должна четко и уважительно соблюдаться субординация, что руководитель – режиссер, он и есть руководитель и ему должны подчиняться. Причем вся дисциплина должна быть сознательной, а не показушной. Такое взаимодействие пойдет на пользу студии, поскольку весь процесс съемки фильма сложен и требует строгой дисциплины. В том числе не надо забывать и о технике безопасности, поскольку вы работаете со сложным оборудованием и, возможно, с легковоспламеняющимися декорациями. Случаев возгорания в студиях и павильонах очень много. В противном случае, если не будет дисциплины, может возникнуть и паника. Каждый должен знать свое дело, точно ему следовать и подчиняться старшим. Кроме того, нужно еще и самому подчиненному поддерживать авторитет руководителя, чтобы другие это видели и делали то же самое. И несоблюдение дисциплины и требований техники безопасности может привести к таким последствиям.

Далее. Материальная сторона тоже требует усиленной дисциплины, честности. Помните, поскольку деньги любят счет, обманув один раз, вряд ли вам поверят во второй. Как это раньше говорили, «от каждого по способностям, каждому – по труду». Поэтому нужно заранее договариваться с каждым о гонораре, причем предусматривать любой случай. Иначе позже выяснится, что спонсор не заплатил, и вам придется оправдываться задним числом.

Следующее, разговаривать во время репетиции следует шепотом, а во время съемки вообще молчать. Причем делать это нужно незаметно для работающих, иначе все равно вы будете их отвлекать от работы. Но все посторонние разговоры, даже шепотом, могут привести к срыву репетиции, съемки.

Разумеется, незнание роли, незнание своих обязанностей вовсе, также может привести к срыву репетиции. Каждый должен знать свое дело, четко ему следовать и подчиняться старшим. Кроме того, подчиненному следует самому поддерживать авторитет руководителя, чтобы и другие это видели и делали то же самое. После любой работы, будь это репетиция съемка, или любая другая, вы обязательно должны не забывать благодарить всех участников данной работы, просто сказать «Спасибо!». А если у вас все прошло удачно, например, какая-то ответственная съемка в студии, или у вас нет возможности всех поблагодарить лично, то вы можете прикрепить красивую записочку, где написано «Всем спасибо!». Это очень важно.

Доверие к руководству, режиссеру всего коллектива требует от него дополнительной порядочности и добросовестности, а, соответственно, к режиссеру, к руководству предъявляются больше требования, поскольку и руководство, и режиссер должны являться примерами для других, поэтому они должны сами выполнять требования, предъявляемые к ним, прежде чем требовать от своих подчиненных. Если подчиненные должны поддерживать авторитет своего руководства, то и руководство само должно поддерживать этот авторитет. Мало того, они обязаны поддерживать авторитет своей студии, увеличивать его в глазах зрителей, публики, постоянно добиваться уважения от зрителя, публики. Знайте, что самолюбие, зависть, завышенная самооценка только усугубляют авторитет вашей студии. Так же режиссер должен относиться к своим подчиненным, ко всем одинаково, у режиссера не должно быть в труппе любимчиков. В противном случае остальные негативно будут на это смотреть, эти любимчики режиссера могут стать «не любимчиками» в коллективе. Все это, разумеется, может подорвать дисциплину в студии.

И последнее. Вы должны знать, что съемка фильма – это очень тяжелый труд. Труд этот особенный исключительный, поскольку коллектив студии может работать и днем, и ночью, когда все люди отдыхают. Можно даже сказать, что ваши коллеги, сотрудники лишаются воздуха, света, недоедают, переутомляются, могут даже прийти в больном состоянии, тратят свои нервы, и, причем за весь этот труд некоторые критиканы, которые даже близко этого не понимают, могут просто оплевать вашу работу. Поэтому сотрудники студии должны любить свое дело, бескорыстно быть преданными ему. Разумеется, эта информация еще важна и потому, что настоящий спонсор должен все это знать, а если он не знает, то вы должны ему это корректно объяснить, поскольку вопросы «А почему так много?..» вы еще наверняка услышите.

На этом мы с Вами заканчиваем творческую часть данного курса.