Расходы на фильм
Расходы на фильм
В этом уроке мы поговорим из чего состоит смета расходов на съемку документального фильма. Расходы можно условно разделить на две группы. Первая – это сметные расходы, то есть те, которые связаны непосредственно с выпуском фильма. Сюда же входят 1) сценарист, драматург, который пишет сценарий; 2) продюсер, который оценит ваш фильм, подготовит его и продвинет вперед, и режиссер, который поставит режиссируемый вами фильм; 3) актеры или ведущие. Возможно, еще будут и другие расходы и на главных героев. Сюда же можно отнести и работу юриста. Это тоже расходы первой группы, чтобы у вас все было грамотно оформлено и правильно были заключены договора, а также ваши права. Вторая группа – это производственные расходы. Сюда входит, 1) киносъемочная бригада; 2) строительство декораций и работа с ними. То есть оплата рабочим, которые будут собирать и разбирать их, заниматься погрузкой-разгрузкой; 3) различные разрешения, лицензии на проведение съемок, на работу с декорациями, оформление павильона, студии. 4) съемка на местах, то есть если вам нужно снять в московском Кремле или какой-нибудь музей, воинскую часть, в общем, каких-нибудь закрытых местах. Все это нужно оформлять; 5) аренда студии. Понятно, что это имеется в виду: аренда специального помещения для съемки фильма; 6) это – транспорт, если вам надо доехать со своей аппаратурой, то это один транспорт, а если вам нужно отвезти главного героя на место съемки, то, учитывая его статус, решите, какой транспорт ему подать, чтобы не краснеть потом; и третий транспорт – для перевозки громоздких декораций; 7) монтаж фильма. Это, как вы понимаете, работа по сборке всех ваших материалов, эпизодов на компьютере с помощью программного обеспечения вашего фильма. Сюда добавьте и следующую статью расходов – это музыка и звуки. Любую музыку и звуки можно подобрать и Интернете, но если вы хотите создать «серьезный фильм», тогда такая мелочь, как музыка и звуки, должны быть своими, по крайней мере, куплены и права обладателя;
8) это, наверное, самый неприятный – налоги, сборы в различные инстанции. Куда и как платить налоги, зависит от вашей съемки, и помочь в этом может ваш юрист. Может, у вас сценарий будет такой, что даже придется пожарным платить. Сюда же входят и страховка (куда же в ХХI веке без нее!); 9) реклама. Без рекламы в наше время вы многомиллионную аудиторию вашего фильма не наберете; 10) пункт, который можно включить в обе группы расходов – непредвиденные расходы. Обычно эту статью планируют в размере 15% от общего бюджета. Но эта цифра условная, поскольку часть тех расходов, которые мы перечислили, вы можете сохранить или урезать вовсе. Обратите внимание: здесь не приведена ни одна цифра, потому что давать точные числа смысла нет: одно дело, когда снимается любительский фильм, и совсем другое дело, когда фильм снимается в Голливуде. Все зависит от размаха ваших планов и ваших возможностей. Но еще раз повторяю, что любительский фильм можно снять достаточно хорошо и он ничем не будет хуже профессионального. Тем более что грань между любительским фильмом и профессиональным условная. Если вы грамотный, талантливый человек, достаточно неплохо освоили хотя бы эти курсы. Если у вас достаточно нормальная аппаратура, и вы сможете добиться достаточно качественного изображения, то чем ваш фильм будет отличаться от профессионального?! Да ничем. Или тем, что на него будет потрачено не так много денег.
А теперь поговорим о том, на чем можно все-таки немного сэкономить.
Первое – элементарно не снимать сцены в хронологической последовательности. То есть, у вас сценарий должен быть разбит на эпизоды и составлен график съемок так, чтобы они снимались вместе: в павильоне – одни, эпизоды на улице – другие, реальные герои – третьи. Второе – вам необходимо брать от места съемки максимум, то есть, меняйте ракурс, выбирайте место съемки так, чтобы в одном месте можно было снять несколько эпизодов. Так, если вам, например, нужен парк, лес, кладбище, памятник, то выбирайте такое место, чтобы все это было рядом, в крайнем случае, вы можете поменять место съемки. Например, вместо леса снять реку, если, например, парк находится на берегу реки, а лес рядом с ней, то это обстоятельство не навредит фильму. Если все-таки нужен лес, ищите лес… Третье – это для всех крупных проектов и тех, кто вынужден использовать по сценарию движущуюся натуру, то есть если Вам необходима прокладка железной дороги. Поскольку это слишком дорогое удовольствие, многие режиссеры предпочитают использовать систему «стедикам», то есть такую технологию, которая повторяет движение. Держа камеру в руках или прикрепив ее к телу с помощью роликов. Это практически исключает возможность дрожания камеры. Система «стедикам» тоже стоит денег, но все-таки это не железная дорога…
Четвертое – снимайте так, чтобы участникам съемки не пришлось платить сверхурочные, то есть, снимайте в рабочее время. Если вы снимаете на улице, то в светлое время суток. Постарайтесь совместить эти два условия, и тогда платить людям будет немного, но дешевле. Пятое – самая интересная экономия в наших курсах идет бонусом – съемка с помощью кеинга. Подробно, что это такое вы узнаете из другого урока, то есть с помощью кеинга вы сможете делать виртуальные студии, виртуальные планы. То есть, заменить съемку в натуре съемкой в студии. Такую студию вы можете соорудить и дома.