Сверхзадача
Сверхзадача
На прошлых уроках мы ловко свили цепочку из трех звеньев, звеньев будет много, и вот еще одно.
И сейчас мы поговорим о сверхзадаче. Что такое сверхзадача? Проще говоря, сверхзадача – это то, что вы хотите добиться от зрителя своим фильмом. То есть, вы должны знать, что должен чувствовать зритель при просмотре вашего фильма, какие эмоции должен испытывать. Обязанность каждого режиссера, каждого актера – уметь передать те мысли и чувства, которые отвечают требованиям сверхзадачи. Сверхзадача должна быть сознательной, идущей от ума, то есть, не надо ничего придумывать, ничего сочинять, она должна быть естественной, реальной, правдивой, без всяких преувеличений. Сверхзадача должна пробуждать веру зрителя в то, что он видит в вашем фильме. К этому нужно стремиться, поэтому не должно быть никакой накрученной игры, а все должно быть правдой.
Как вы уже знаете, фильм состоит из нескольких частей, эпизодов, и у каждого эпизода стоит своя сверхзадача, которая не должна противоречить общей сверхзадаче в фильме. Например, в фильме «Брянский-41» видите, что главная сверхзадача – добиться от зрителя переживаний, которые испытывали люди в годы Великой Отечественной войны. Но если этот фильм разобрать на сверхзадачи отдельных эпизодов, то мы видим, что в первых эпизодах зритель видит тяжелые страдания, смерти советских людей, но к концу, во время рассказа об освобождении Брянска зритель испытывает уже другие эмоции, эмоции радости, поскольку пришел конец фашистским зверствам. То есть, как мы видим, сверхзадачи отдельных эпизодов разные, но, тем не менее, все они работают на главную сверхзадачу, которая показывает, что пережили советские люди в годы Великой Отечественной войны.
Вы еще должны учесть одно: что в сверхзадаче есть одно большое ограничение, я бы даже сказал – жестокое. Если собранный вами материал или какой-то факт из этого материала не работает на сверхзадачу, как бы вам ни было его жалко, вы этот материал должны просто выбросить без жалости из своего сценария, из своего фильма. Если он вам действительно дорог, снимите лучше другой фильм.… В противном случае этот, даже если это очень интересный, но не работающий на сверхзадачу, материал испортит вам весь фильм.
Как писал в своих сочинениях Константин Сергеевич Станиславский, сверхзадача и сквозное действие, о сквозном действии мы поговорим в следующем уроке, – «главная жизненная суть, артерия, нерв, пульс пьесы, сверхзадача – хотение, сквозное действие – стремление, и выполнение его действия, создают творческий процесс переживания». Станиславский еще упоминал: как из зерна вырастают растения, так же из отдельной мысли чувства автора, в нашем случае, вырастает его фильм. Мысли, чувства, фантазия, воображение толкают автора фильма к творчеству. Все они становятся основой фильма, с их помощью вы будете писать сценарий к своему будущему фильму.
Все переживания, положительные или отрицательные, добрые или злые, становятся основой драматургии вашего фильма. Ваша главная задача как автора фильма также уметь передать то, что написано в сценарии, на экраны телевизоров, то есть грамотно сделать из того, что у вас написано фильм и не потерять при этом вашу главную мысль. Станиславский пишет так: «Условимся же на будущее время называть эту основную главную всеобъемлющую цель, притягивающую к себе все, без исключения, задачи, вызывающую творческое стремление психической жизни и элементов самочувствия артиста – роли, сверхзадачей произведения писателя». То есть, еще раз повторимся – сверхзадача – это суметь настроить зрителя, чтобы тот полностью смог проникнуться в идею, замысел, во всеми задумки и так далее автора. То есть Вы должны сделать так, чтобы зритель не только почувствовал, что вы ему хотите ему сказать, но и чтобы зритель сам залез к Вам в вашу голову, в ваши мысли. Вы должны помнить, что ведущий вашего фильма должен так же хорошо знать сверхзадачу и так же переживать ее, будь то в кадре или за кадром. Кроме того, вы должны сделать все возможное, чтобы и ваш реальный герой тоже испытывал нечто подобное. Хотя в таком фильме, как «Брянский-41» реальными героями являются участники Великой Отечественной войны. Поэтому когда они рассказывают, они вспоминают, и вольно или невольно все равно испытывают эти переживания.
Тогда, когда вы ставите перед собой сверхзадачу, очень важно точное определение ее, как вы собираетесь ее выражать, какими словами, какими действиями, чтобы не получилась у вас в голове каша. В противном случае вы можете пойти по ложному пути, и сверхзадача у вас может не получиться сознательной. Поэтому Станиславский рассказывал, что когда он играл роль Аргана в пьесе Мольера «Мнимый больной», сначала ему определили задачу «Хочу быть больным», и так как Мольер писал сатирические пьесы, то в подобном случае ясно звучала трагедия, поскольку сверхзадача была поставлена неверно. После мучений была, наконец, придумана новая сверхзадача «Хочу, чтобы меня считали больным», и сразу зазвучал сатирический подтекст, всё стало на свои места. Тут Станиславский подчеркивает, что верное определение сверхзадачи должно давать смысл и направление к работе, а также на создание фильма, да и на сам творческий процесс.
Итак, сверхзадача – это то, чего вы хотите добиться от зрителя. Вы это уже поняли. Но вы должны уяснить, что злоупотреблять доверием зрителя также нельзя, нельзя полагать, что зритель будет слишком наивен и будет верить всему. То есть, сверхзадача не должна быть навязчивой – то есть вы не должны «вытаскивать» из зрителя эмоции любыми способами.
Итак, подведем итог. Вы должны четко знать, чего вы хотите добиться от зрителя, будь это мелодрама, будь это боевик, комедия или документальный фильм. И на протяжении всей вашей работы над фильмом на отступление от вашей сверхзадачи вы просто не имеете права. Это главное, что вы должны уяснить из этого урока.